Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 г., муж - Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.
По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос "Девочка, кем бы ты хотела стать", она говорила "Великой актрисой". С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой - монологом Катерины из "Грозы" и отрывком из "Анны Карениной".
После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Параллельно, еще на третьем курсе, приходит в Студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в "Такой любви" Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы.
Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители - М.Шатров, В.Ворошилов), откуда через год ее исключают как "профнепригодную". Результатом становится новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попадает на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся "псевдомхатовские" представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра - эру "Таганки", сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.
Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра - Алла Демидова.
Однако, лидером ранней "Таганки" она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли. Слава приходит из кино: в 1966 году она получает главную роль в фильме Игоря Таланкина "Дневные звезды" - экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, купирован и положен "на полку", однако игра Демидовой замечена профессионалами - актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала "Советский экран" Демидова названа самой перспективной актрисой 1968-го года.
С 68-го года начинает играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмира в "Тартюфе" (1968), пани Боженцкая в "Часе Пик" (1969), Гертруда в "Гамлете" (1971). В этот же период склонная к анализу и способная критически оценить деятельность собственного коллектива актриса формулирует свой способ существования в театре Любимова: "Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова". Это "подстраивание" под сильную волю режиссера фактически определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна ("Деревянные кони", 1974), Раневская ("Вишневый сад", 1975, реж. А.Эфрос), мать Раскольникова ("Преступление и наказание", 1979), Маша ("Три сестры", 1981), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1982), - все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют "Крик" Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по "Федре" Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.
В 70-е-80-е Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). Однако "Новейшая история отечественного кино" справедливо характеризует Демидову не только как "одну из самых значительных и стильных современных русских актрис", но и как "одну из самых невоплощенных в экранном пространстве": кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении "интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости" пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.
Нечто подобное продолжалось и на "Таганке", не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке "Федра" по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о "Федре" Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера (1990).
В конце 80-х - начале 90-х "Федра" Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык "холодности" и "интеллектуальности". Упреки в формализме, разговоры о том, что Демидова, вслед знаменитому Каратыгину, наследует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания ведутся по сей день. По сути же, "речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой" (М.Брашинский).
После возвращения на "Таганку" Юрия Любимова Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном "Борисе Годунове" (1988), Донну Анну в "Пире во время чумы" (1989), Электру в "Электре" Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.
Хотя во время раскола "Таганки" и конфликта части труппы с художественным руководителем она последовательно поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в "свободное плавание". В 1993 году она создает собственный театр "А" и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей ("Квартет" Х.Мюллера, 1993), Медею ("Медея" Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета ("Гамлет-урок" по В.Шекспиру, 2001).
Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, интересно проследить цепь на первый взгляд неосуществимых желаний всегда реализуемых ею через определенный (иногда длительный) промежуток времени. Примером служит ее мечта о мужской роли - роли Гамлета, которую Демидова готовила еще студенткой вместе с педагогом Анной Орочко и которую едва не сыграла в спектакле Николая Охлопкова (1963). Роль вернулась к ней спустя более чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства даже врожденные недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то слабый, по-юношески экзальтированный, голос обрел мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.
Однако Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отмечает "Новейшая история отечественного кино".
Не признавая проторенных театральных троп, Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из "Вишневого сада" дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии идет на другой эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии.
Впрочем, трагедией в интерпертации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей - от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из "Квартета", история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.
Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.
Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни "Федра" Марины Цветаевой, ни "Реквием" и "Поэма без героя" Анны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Впрочем, и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра "А" были русскому зрителю неизвестны.
В кино 90-х Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ролей: Лебядкина ("Бесы", 1992), императрица Елизавета ("Незримый путешественник", 1999), мисс Минчин ("Маленькая принцесса", 1999), Эльза ("Письма к Эльзе", 2001). В конце 2001 снимается в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова".
Находясь уже около 10 лет в "свободном плавании" (исключение - сотрудничество с театром "Школа драматического искусства", где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что "этой Коонен нужен свой Таиров". В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.
Пост N: 270
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Фото:
Отправлено: 08.05.09 15:21. Заголовок: 14 мая 2009 года В ..
14 мая 2009 года
В книжном магазине "Москва" состоится презентация книги Аллы Демидовой "Ахматовские зеркала", вышедшей в издательстве «ПРОЗАиК» в 2009 году (начало в 18 ч.).
Федру помню...Помоему, было восхитительно. А вообще по Таганке помню Демидову, как очень закрытого человека, неохотно идущего на контакт. Эдакая вещь в себе.
Пост N: 272
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Фото:
Отправлено: 08.05.09 15:46. Заголовок: Ну все в один голос ..
Ну все в один голос про нее так говорят! Собственно я это тоже почувствовала...не так давно. Но у нее огромный талант и мощнейшая энергетика. Можно что-то в ее манере не принять,но удивлять она умеет и завораживать, получаешь истиное наслаждение от ее творчества.
-Считаете ли вы свою профессию - судьбой? -Да. Безусловно.
Не знаю, не знаю... Живу и не знаю, Когда же успею, когда запою В средине лазурную, черную с краю Заветную, лучшую песню мою... О чем она будет? Не знаю, не знаю... А знает об этом приморский прибой, Да чаек бездомных заветная стая, Да сердце, которое только с тобой... О.Берггольц.
пересмотрела сегодня "стакан воды", до чего хороша герцогиня! я б посмотрела с участием Демидовой новое историческое кино. не сериал. сериал с участием Вальц про ивана грозного совсем не впечатлил.
Пост N: 321
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Фото:
Отправлено: 25.05.09 10:18. Заголовок: вика пишет: я б пос..
вика пишет:
цитата:
я б посмотрела с участием Демидовой новое историческое кино.
Вряд ли, она недавно говорила, что в кино уже ничего сыграть бы не хотела. Хорошо, что есть лит. вечера:) вика пишет:
цитата:
пересмотрела сегодня "стакан воды",
А я недавно наконец- то досмотрела до конца "Тиля".. Раньше мне этот фильм "не шел", да и теперь не все нравится... А, вот, роль А.Демидовой, хотя не большая - впечатляет!
Пост N: 326
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Фото:
Отправлено: 28.05.09 10:37. Заголовок: вика пишет: с удово..
вика пишет:
цитата:
с удовольствием слушаю передачи по культуре с Аллой Демидовой...
Не повторяй - душа твоя богата - Того, что было сказано когда-то, Но, может быть, поэзия сама - Одна великолепная цитата... "И поскольку я актриса - для меня чужие слова свои...моя актерская "кухня" - знать про то, что ты будешь играть, все."
Алле Сергеевне Демидовой и Сергею Юрьевичу Юрскому была вручена премия «кумир» за высокое служение искусству. Завтра по тв-центру в 0.25 будет показанна церемония вручения актерской премии "Кумир".
Пост N: 725
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
15
Отправлено: 17.10.09 19:00. Заголовок: скопирую сюда... от 26.01.09 20:20
Gloria:
Да, она - Богиня! О да, эта женщина умеет держать себя в форме, а главное - себя преподносить. И какое у нее магнетическое обаяние! А когда стихи или прозу читает - можно как музыку слушать, правда? Тут вспоминала - а ведь она Марину Мнишек играла в Годунове. И там, что интересно, роль была характерная достаточно - но и это Демидовой было подвластно! Играла не просто статуарную красавицу, а женщину, с которой вдруг снимают парик, "развенчивают", которая остается просто крашеной бабой на какой-то момент... Зал лежит от смеха. А потом - она берет себя в руки после такого унижения и вдохновляет Отрепьева своим магнетическим голосом - "Проснись, проснись, не медли боле, веди полки скорее на Москву!" И в "Электре", и в "Годунове" было видно, как Олег заряжался от нее энергией, и какое удовольствие ему доставляло с ней играть. Ну, по крайней мере, так со стороны это выглядело. :)
8 декабря 2009 года Друзья! В малом зале Центрального Дома Литераторов состоится презентация книги воспоминаний ближйшего друга Аллы Демидовой Ариелы Сеф. Книга издана посмертно. Она называется "Я родом из гетто". В вечере примут участие Александр Митта, Сергей Николаевич, Алла Демидова и другие. Начало в 18.30.
26 ноября 2009 года В Доме Музыки на Красных Холмах (Москва) состоится концерт Аллы Демидовой "Поэты Серебряного века".
Отправлено: 28.11.09 15:17. Заголовок: Очень понравился ее ..
Очень понравился ее голос. Энергетика от исполнения со сцены конечно стократ сильнее воздействует, нежели по радио. Просто огромное спасибо за возможность прикоснуться к миру прекрасного, по-настоящему красивого. С удовольствием приду еще.
Пост N: 964
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
18
Отправлено: 15.01.10 12:34. Заголовок: с сайта А.Демидовой:
31 декабря 2009 года
Дорогие мои!
Поздравляю вас с Новым годом. Желаю, чтобы вы были счастливы. Талантливы. Красивы. А если серьезно, с годами понимаешь, что самое главное качество в человеке - Доброта. Давайте это помнить и терпимее относиться друг к другу.
Всегда ваша - и не всегда добрая, но работающая над собой Алла Демидова
В Московском Международном Доме Музыки состоится вечер П.И. Чайковский. «Романсы и письма». В нем примут участие Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Семен Скигин (фортепиано). Алла Демидова будет читать письма П.И. Чайковского.
28 января 2010 года
К 150-летию А. Чехова. "Дни Чехова в Москве". в Доме Пашкова состоится Международная театральная конференция "Слово о Чехове", в которой примет участие А. Демидова.
26 января 2010 года
К 150-летию А. Чехова. А. Демидова принимает участие в "Днях Чехова в Москве" (МХТ им. Чехова).
22 января 2010 года
В Малом театре состоится авторская юбилейная программа композитора Юрия Эрикона, в которой примет участие Алла Демидова. Она будет читать стихи в сопровождении хора под управлением В. Минина.
Пост N: 1110
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
21
Отправлено: 24.03.10 14:38. Заголовок: с сайта Аллы Демидовой:
Март-апрель 2010 года Алла Демидова приглашает на Мартовские поэтические вечера в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. 4 марта - Александр Филиппенко. 11 марта - Павел Любимцев. 18 марта - Ольга Остроумова и Валентин Гафт. 1 апреля - Вениамин Смехов. 8 апреля - Алла Демидова. Поэтическая программа "О, весна без конца и без краю..." - стихи русских поэтов о любви.
Пост N: 1112
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
21
Отправлено: 24.03.10 23:13. Заголовок: Попробую. Но все охв..
Попробую. Но все охватить трудно, сама по большей части пропускаю наибольшую половину... Репертуар филармонии, к примеру, могу регулярно, там много различных литературных вечеров проходит...
"Гамлет" "Час пик" "Добрый чаловек из Сезуана" "Федра" "Стакан воды" "А.С.Пушкин. «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи" Алиса Фрейндлих и Алла Демидова. Крещенский вечер в Юсуповском дворце.
Отправлено: 07.04.13 12:57. Заголовок: 15 апреля 2013 года ..
15 апреля 2013 года Театр Вахтангова. Благотворительный вечер "Спасающий спасется". В вечере принимают участие А. Демидова, Е. Камбурова и прима-балерина Большого театра С. Захарова. "Спасающий спасется" – проект премии "Хрустальная Турандот" - задуман в помощь актерам, служащим в провинциальных театах, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в срочной медицинской помощи. http://www.1turandot.ru/save.html Pадио "Культура" Как вы знаете, в 13.05 (воскресенье) и в 18.05 (понедельник) на радио "Культура" проходит передача "Театр поэзии с Аллой Демидовой".
Пост N: 1991
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
32
Отправлено: 03.07.13 16:10. Заголовок: Одна из самых прести..
Одна из самых престижных театральных премий прошла в Театре им. Вахтангова. "Хрустальную Турандот" вручили талантливым актерам со всех театров страны. Специальный приз за многолетнее служение театру вручили Алле Демидовой: - Я помню, как я - второкурсница Щукинского училища вышла на сцену этого театра со спектаклем "Турандот". Могла ли я тогда думать, что получу эту премию спустя столько лет? Эта премия нужна в молодости. Сейчас это премия моего зрителя, - сказала со сцены Демидова.
Пост N: 2102
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
32
Отправлено: 11.01.14 20:23. Заголовок: Нет, на 5 часов я не..
Нет, на 5 часов я не готова) И скандальные истории надоели). Алла Сергеевна смотрит с профессиональной точки зрения. И по ее же словам простому зрителю - скучно. Я ей доверяю. )
Пост N: 2168
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
32
Отправлено: 21.06.14 18:18. Заголовок: АЛЛА ДЕМИДОВА. ПОЭТЫ..
АЛЛА ДЕМИДОВА. ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. 7 июля 2014 19:00 Концертный зал имени Чайковского
7 июля- 2014 г (понедельник) - Народная Артистка России АЛЛА ДЕМИДОВА представляет программу «ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА». Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев…. Алла Демидова является по праву одной из лучших исполнительниц известных поэтических текстов. Недаром уже много лет зрителей радует и удивляет «Театр поэзии Аллы Демидовой».
Купить билеты на Алла Демидова. Поэты серебряного века. в Москве можно в кассах ponominalu.ru. Билеты на концерт Алла Демидова. Поэты серебряного века. 7 июля 2014 (Концертный зал имени Чайковского) без сервисного сбора в кассах без комиссии ponominalu.ru, так же доступна возможность покупки электронных билетов на концерт Алла Демидова. Поэты серебряного века.. При доставке билетов или покупке в кассах партнеров может взиматься сервисный сбор 10%. http://ponominalu.ru/event/alla-demidova?utm_source=targetads&utm_content=9065&utm_campaign=vkfirstwaveMSK&utm_medium=vkads&utm_term=group
Пост N: 2218
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Москва
Рейтинг:
32
Отправлено: 11.09.14 22:15. Заголовок: АЛЛА ДЕМИДОВА. АХМАТ..
АЛЛА ДЕМИДОВА. АХМАТОВСКИЕ ЗЕРКАЛА 30 сентября 2014 19:00 Концертный зал имени Чайковского
Культовая актриса современности, обладательница множества премий и наград в области кино- и театрального искусства, легенда «Таганки», Алла Сергеевна Демидова вошла в историю отечественного искусства как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис». Ее отличают смелость творческих решений, умение каждый раз по-новому высветить классические образы, проявляя «тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи». Ее манера поэтического чтения неповторима. Она читает русскую поэзию, следуя за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей. Возможно, феномен Аллы Демидовой заключается в том, что она – актриса-мыслитель, проводник в мир духовного поиска и откровений. Наверное, поэтому каждый ее поэтический вечер становится своего рода мистерией. Она возносит поэзию на новый смысловой уровень, граничащий с областью трансцендентного. Вокруг нее будто бы возникает некое мистическое пространство, которое увлекает сознание слушателей в сферу высшего, «надчеловеческого». Зрители оказываются в другом измерении, где им открываются сокровенные смыслы бытия. Кроме выдающегося актерского таланта Алла Сергеевна обладает и незаурядным литературным даром, позволившим ей стать автором восьми книг. Нередко ее спонтанные комментарии к тем или иным стихотворениям вызывают не меньший интерес во время выступления, чем собственно поэтические строки.
В год 125-летия Анны Андреевны Ахматовой , 30 сентября 2014 года в 19.00 на сцене Концертного Зала им. Чайковского Демидова представляет уникальную программу под названием «АХМАТОВСКИЕ ЗЕРКАЛА» .В этот вечер зрители услышат «Поэму без героя» и другие стихи поэта.
Узнать больше: Купить билеты на концерт Алла Демидова 30 сентября в Концертный зал имени Чайковского. Стоимость билетов на концерт Алла Демидова в Москве без наценки!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет